Урсула Ле Гуин "Книги Земноморья. Полное иллюстрированное издание"
Первые четыре книги о Земноморье (как и "Левую руку Тьмы", и еще некоторые рассказы) я читала очень давно, по-моему, еще в школе. Тогда они мне в целом понравились, но я бы вряд ли стала перечитывать. Однако я случайно увидела у Азбуки вот это подарочное издание с картинки и не удержалась, купила себе на ДР. Это огромный кирпич, конечно, и читать его не то чтобы шибко удобно, но на карантине, как говорится, займешься чем угодно. Короче, я таки прочитала все и мне есть что сказать и с чем сравнить впечатления (около 15-20 лет прошло с первого чтения). Во-первых, Ле Гуин наваяла кучу продолжений уже после "Техану" и всякие рассказы-приквелы и вбоквелы. Мне как много лет назад больше всего понравились "Гробницы Атуана", так и сейчас именно вторая часть показалась самой интересной. Правда эта "самая интересная" скорее на безрыбье. И божечки, какая же это скукота - "Волшебник Земноморья"! Мне могут возразить, что хорошее фентези - это не обязательно экшон и бодрый сюжет, но бляха-муха, а для чего вообще нужно такое фентези? Во "Властелине колец" дохрена интересных мыслей, аллюзий на современный мир и морали, но при этом оно интересное сюжетное фентези, написанное в примерно соизмеримое время с фентези Ле Гуин. Даже в той же "Левой руке Тьмы" хотя бы интересные герои и мир, свежий гермафродитизм, или в ее рассказах про гомосексуальные семьи по четыре человека, или семьи, где братья женились на сестрах. Нет захватывающего сюжета, но есть интересная социалочка, причем написанная пятьдесят лет назад. читать дальшеБлагодаря этой книге я узнала, что Ле гуин была упоротой феминисткой. Причем из той категории, которые во все стороны пиздят о своем феминизме, но на практике (в ее случае в книгах) этот феминизм вырождается в какое-то говно. Главное, там к КАЖДОЙ части вступление от нее и после последнее слово послесловие об одном и том же. Я, честно, затрахалась читать ее мысли, которые все время повторяются. И в каждом пиздеже про то, какая она феминистка и какое вокруг патриархальное общество, и как она молодца какая аж в 60-е, сама того не понимая, писала прогрессивное феминисткое фентези. Это вообще возможно - писать про феминизм, не понимая ни хрена? Ой, кто-то пиздит как дышит. Сам себя не похвалишь, как говорится. И так раз восемь за весь том! А еще достало, что она десяток раз повторила, как писала то только одну книгу, потом только две, потом она поняла, что надо четыре, потом пятьдесят лет прошло и она ради бабла написала еще какие-то рассказы, которые нафиг никому не сдались, мне так точно. А, а еще, помимо того, что она феминистка, она раз двадцать погордилась, как она написала НЕ БЕЛОГО главного героя. Опять же, ни хрена не понимая зачем, но вдруг через пятьдесят лет это внезапно оказалось очень прогрессивным. Ну блин. В общем, я бы прекрасно в книге обошлась без миллиарда слов от автора о том, какой он охуенный автор. В итоге что мы имеем по персонажам? Из Геда она сотворила какое-то унылое говно, которое без своей волшебной силы вообще ничто, в том числе и как человек. И выглядит это не как развитие персонажа, а как некая кара от автора-феминистки. Геда с третьей книги просто запинали в какое-то ноющее мессиво, которое боится даже встретиться с бывшими друзьями, которые его вообще-то любят, и заползающее под юбку Бабы, которую автор-феминистка выбрала в качестве протагонистки, переодевшись в прыжке. Поймите меня правильно, мне больше всего нравятся гробницы Атуана, в которых Тенар как раз главная героиня, но потом она меня бесила до трясучки просто. Причем бесила буквально каждой своей мыслью и словом. Из-за постоянных рассказов автора о своем феминизме и что место несчастной женщины "в углу у параши", я читать это нормально в принципе не могла. Кому вообще интересно читать фентези о старой бабе, которая из себя ничего не представляет? Риторический вопрос. Мы не для этого читаем фентези, чтобы автор проецировал на персонажа себя. Ле Гуин сама была старухой, когда начала вот это выписывать, что очень заметно. В каком-то из очередных вступлений было про то, что в "Гробницах" Тенар девочка, которая не знает мира, а вот потом она стала женщиной бла-бла. И типа это охрененное развитие ее как персонажа, потому что постарев Ле Гуин наконец поняла, какой она должна быть. Да ни хрена! Для меня это совершенно разные персонажи, с тем же успехом их могли звать по-разному. Все, что мне не нравится в старухе Тенар, Ле Гуин преподносит как правильное и хорошее. И это бесит. Я считаю, что она просрала все полимеры и свою жизнь не понятно почему, а автор и персонаж, что это офигенно. И если Гед все просрал ради спасения мира, то Тенар просто просрала. Она была главной жрицей целого культа - ладно, она его предала и свалила в дальние дали, могла бы при дворе какое-то место занять, помогать там нуждающимся, не знаю, советовать кому-то, ее учили магии, в конце концов. Что выбирает она? Срет на все и выходит замуж за первого встречного батрака, чтобы варить ему борщи двадцать лет и вытирать жопы его детям. В понимании Ле Гуин это такой изврат феминизма, когда баба занимает ту роль в обществе, которое общество одобряет. Но погодите-ка, общество предлагало ей роль чуть ли не святой, уж как минимум героини, она могла и не торговать лицо, а жить тихо, но выбрала вот ту хрень выше. Причем батрака она себе выбрала, похоже, тупо первого попавшегося, там нигде не говорилось, что она его любила даже. Отдельным пунктом идут ее дети. Дочь выросла нормальной, потому что мамку не забывает и облизывает, а сын - мудак, потому что уплыл искать свое счастье, а когда вернулся, не оценил нового мужика в батькиной хате. С сыном просто смешно. Автор и так и эдак пыталась настроить читателя на сторону Тенар и против сына, но я читала это дело с отвращением. Тенар не нравится, что сын вернулся и на ферме особо не помогает, а она и Гед горбатятся. А еще после смерти отца ферма переходит ему, потому что он наследник, что бесит Тенар. Но какие у нас вводные данные? Сын вернулся с разбитыми мечтами (не сказано, что там произошло), ему лет меньше двадцати, узнал, что папка три года назад умер; как работать на ферме понятия не имеет. Пол книги мамка плачется читателям, что сыночка сгинул в море, а когда тот возвращается, встречает его мордой кирпичом, потому что - новый хахаль уже тут, и вдруг сын. При этом сын открыто ничего такого им не говорит, он раз сказал, что ферма теперь ему переходит, но никого не выгонял, в том числе и ее Геда. Но ферма по закону его, что такого? Тенар при этом словами через рот ему ничего сказать не может, она только сидит и тушит горящий пукан, ведь все должны ее мысли читать. Она там сказала, что, видимо, не удалось воспитать нормально сынулю. Ну да, она херовая мать, я и не спорю. Небось так же и воспитывала - молча? Язык у нее отвалится сказать, чтобы сын помог коз пасти там. В итоге они в один день собираются и валят, а на вопрос ошарашенного сына, когда они вернутся, Тенар прямо лопается от самодовольства и говорит, что хз, нам пофиг, прощай. По мне так ее отношение вообще на материнское не похоже. Далее она бы определилась, бедная она маленькая женсчина, босоногая козадоярка, или все-таки "право имеет". А то она выглядит так, как будто всю жизнь радостно варила борщи, а в 80 лет ее феминизмом по башке стукнуло. Ее отношения с Гедом - это отдельная песня. Она его любила, понимаете ли (за батрака это выйти не помешало, така любоф), а он был Верховным магом Земноморья и поэтому ее не трахал, но теперь он никто и может трахать ее, когда захочет. Вообще, меня раздражала эта концепция, по которой у них мужики вроде как в целибате, чтобы магию не потерять, а бабы-ведьмы трахаются налево и направо и им окнорм. Автор так адекватно и не пояснила, работает эта ее концепция или нет. В итоге выглядит так, будто мужики всю жизнь даже дрочить боятся непонятно ради чего. Ну там в принципе маги обычно не в состоянии ответить на вопросы, что происходит с миром и магией, они временами совсем идиотами выглядят. И вот Гед словно кусок говна в проруби мотается между Тенар и козами. Захватывающее эпичное фентези во всей красе. Ладно, оставим эту парочку в покое. То, что Ле Гуин писала уже в 2000-х, это та еще фигня. Опять же, она все время оправдывается, что написала последнюю книгу десять лет назад, "но меня попросили написать еще хотя бы рассказик и я такая - почему бы и нет". Все время кто-то просит, понимаете ли. Ей вообще нужны эти оправдания? Может, просто не стоило везде орать, что "эта книга точно последняя"? Там странные рассказы про разных персонажей. Причем ГГ-мужикам всегда мир дает такой пизды, что это наводит на размышления. В конце вечно либо кара, либо мужик делает что-то плохое и в конце его потрепанное издыхающее тельце прощается персонажами и миром. Бабе всегда в конце плюшек отваливают. Разве что Техану там изнасиловали лет в семь и сожгли, но это выглядит скорее произволом автора, а персонаж - одноногой собачкой. При этом все люди-драконы оказываются бабами. Совпадение? Не думаю (с). Я бы, может, не так обратила внимание на все это, но свой феминизм Ле Гуин слишком настойчиво тычет читателю в рожу. Я же предпочитаю, чтобы мне дали интересного женского персонажа, за историей которого интересно следить, а не вот это вот. Понимаете, Тенар нормальная как не главный персонаж, но мне не интересны ее бесконечные размышления, как она просрала свою жизнь, варя борщи. Варить борщи я и сама могу дома, фентези читается ради другого. Каждый имеет право варить борщи и пальцы на ногах облизывать мужу? Ну если хочет, то пожалуйста. Читать об этом еще в фентези я не хочу. Забавно, что интересные женские персы мне все чаще у мужиков-авторов встречаются, увы. В итоге это было очень скучно читать, даже красивое издание не порадовало. При этом оно все еще не плохое фентези в том смысле, что в мир верится и он не распадается. И там последние книги чуть ли не полностью состоят из диалогов, потому что персонажам больше заняться нечем.
Ну, вот, не всякое фэнтези победило в России, как считает историк Андрей Фурсов) А кто-то очень даже читает и Ефремова, и Маркеева.) Кстати, сам он часто вспоминает "В.колец", сравнивая королей с наднациональной элитой.)
Иногда за авторами стоит политическая машина. Может, если копнуть, Ле Гуин тоже имела связи или испытывала влияние этих элит?
Иногда за авторами стоит политическая машина. Может, если копнуть, Ле Гуин тоже имела связи или испытывала влияние этих элит?